Новый этап в социальной жизни наступает в каждой семье, когда ребенок идет в детский сад или поступает в школу. В эти периоды меняются уклад и жизнь не только ребенка, но и всей семьи – появляются новые обязанности, распорядок дня, новое окружение. Вместе с незнакомыми обстоятельствами появляется и стресс, который возникает как реакция на нечто новое и непривычное. Стресс запускает механизм адаптации.
Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям и среде. Это способность подстроиться под изменения окружающей действительности.
Адаптация может протекать по-разному, однако в любом случае семье важно заранее подготовиться к этому периоду.
Как подготовить ребенка к детскому саду?
▪ максимально приблизьте режим вашего ребенка к распорядку в самом детском саду, это касается и сна и еды (если ваш ребенок привык просыпаться в 10, а в садик вы разбудите его в 7.30, он, конечно же, будет ассоциировать садик с чем-то неприятным)
▪ расскажите ребенку заранее, куда он пойдет, что будет там делать, с кем он там будет (чем подробнее вы расскажите про распорядок, правила и про то, что он там будет делать - тем лучше);
▪ заинтересуйте ребенка (расскажите ему про большое количество новых игрушек, друзей-сверстников и интересные занятия, которые там будут, вспомните свой опыт, покажите свои фотографии из детского сада);
▪ настройте ребенка (но самое главное - себя!) на позитив. Ваш ребенок в детском саду будет в безопасности, в тепле, в кругу сверстников, это новый этап, к которому он уже готов - только отпустите его!);
▪ проговорите ребенку, когда вы вернетесь (и лучше сделать это не по времени, ребенок ориентируется в бытовых ситуациях - «ты погуляешь, покушаешь - и я приду»);
▪ играйте с ребенком в детский сад (проигрывайте на примере игрушек различные ситуации – правил, режима, взаимодействия со сверстниками. Вы можете разыгрывать всё это как с ребенком, так и без его участия, показывая ему кукольный театр, это подготовит вашего малыша к тому, что будет. Помогут и терапевтические сказки про детский сад, мультики/рассказы, где герои ходят туда);
▪ придумайте ритуал прощания (ритуал – это то, что вы будете повторять изо дня в день при расставании, это могут быть особые обнимашки, рукопожатия или что-то еще. Закрепите с малышом это особое взаимодействие, после которого он будет настраиваться, на то, что мама уходит, и это не страшно);
▪ настройте себя позитивно (ребенок чутко считывает эмоциональный фон мамы, поэтому чем увереннее и спокойнее мама, тем менее тревожно чувствует себя малыш. Убедите себя, что сад – лучшее решение для вашего ребенка, и там ему будет комфортно, весело и безопасно);
▪ не перенасыщайте жизнь ребенка в период адаптации (исключите новые места, события и мероприятия в этот период, чтобы не перевозбуждать нервную систему вашего ребенка, самое лучшее в этот период для него – быть в спокойной, знакомой ему обстановке);
▪ снизьте уровень ожидания в период адаптации своего ребенка (поддерживайте вашего малыша, ведь в период стресса у него может проявляться регрессия в поведении, какие-то навыки могут на время пропасть - не требуйте многого от малыша).
В самом начале посещения детского сада можно давать ребенку его любимую игрушку с собой, чтобы с ним рядом было что-то знакомое. После болезни и отсутствия в детском садике больше пары дней адаптация начнется заново, поэтому в самом начале лучше не пропускать сад без веских причин: важна стабильность и постоянство посещения. Каждый ребенок адаптируется по-разному. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. Первое время старайтесь уделять малышу максимум времени с ним вне садика, поддерживать его и быть рядом. Главное - помнить, что спокойствие и уверенность мамы в том, что ребенку там хорошо, отсутствие тревоги - это самое важное для спокойствия и легкой адаптации вашего малыша!